Каждому своё:
лиминальное мышление и осознанность

Наше представление о реальности сильно отличается от самой реальности. Почему нужно избирательно относиться к информации, которую ты видишь/читаешь, и что такое лиминальное мышление?

Мы можем следовать за модой, или отрицать её, быть “в мейнстриме”, или становиться в оппозицию к мнению большинства, но, так или иначе, мы находимся в информационном поле 24/7 и потребляем все то, чем оно наполнено. Через социальные сети, журналы, телеграм-каналы, влоги мы получаем миллион разнообразной информации о том, “что хорошо, а что плохо”.

Но часто ли ты задумываешься о том, на самом деле покупка вот этого кроп-топа – твое решение? И вторая неделя сыроедения проходит со скрипом – потому что ты так захотел? Как часто ты делаешь неосознанный выбор просто потому, что так делают другие? Как часто ты осуждаешь друзей за то, что они в каких-то вопросах поступают, на твой взгляд, совсем неверно?

Лиминальное мышление: что, зачем, как

В современной науке есть термин “лиминальное мышление”. Это умение выходить за рамки своих убеждений, принимать тот факт, что множество очевидных вещей на самом деле зависят от личного опыта человека и его точки зрения. Другими словами, признавать, что все, что мы знаем о жизни – только наши личные представления, а не объективные факты.

Книга Дейва Грея “Лиминальное мышление” объясняет этот процесс на примере притчи:

Как-то король одного государства решил поразвлечься и пригласил к себе всех слепцов, которые были в городе. Их задачей было описать слона, который стоял здесь же. Никто из слепых прежде не видел это животное. Один из них потрогал ухо слона и сказал, что слон похож на веер. Второй – хобот и сказал, что слон похож на чайник. Третий слепец потрогал хвост слона и сказал, что тот похож на веревку. Четвертому попался бок, и он сказал, что слон похож на стену. Никому из слепцов не приходило в голову, что слон намного больше. Они спорили до хрипоты, но так и не договорились. 

Образ слона и реальный слон – не одно и то же! А мы часто путаем представление о реальности и саму реальность. Главная идея в том, что все мы – слепы. Каждый из нас через свое восприятие может ухватить только фрагмент реальности, но не осмыслить ее целиком. Наши убеждения – это своего рода карта реального мира, которую мы рисуем в своей голове. И, как и любая карта (водители, использующие навигатор, поймут), они могут быть ошибочны.

Лиминальное мышление учит ставить под сомнение свои убеждения. Согласись – это довольно сложно. Если тебя предал друг, вряд ли тебе захочется разбираться, почему он это сделал. Главным будет именно факт предательства и то, что этот поступок ужасен.

Мы так устроены: когда видишь последствия, о причинах уже не думаешь.

С нашими мыслями та же история. Откуда я знаю то, что знаю? Почему я уверен, что так правильно?

Осознанное потребление контента

Нам с детства закладывают огромное количество суждений: о том, что нужно окончить университет и найти достойную работу знают все. Но этот багаж ежедневно пополняется другой информацией: ученые нашли инновационное лекарство от рака, биткоин нужно покупать согласно календарю приливов и отливов, в “Фокстроте” цены падают на глазах, феминизм снова в моде, голуби разносят болезни и еще много всего. Задумайся: каждый день человек в среднем видит около 25 000 рекламных объявлений, каждое из которых – новые знания. Они бывают разного порядка и серьезности, но все же влияют на нас. Это формирует нас как личность.

Но вопрос не в том, стоит ли воспринимать их, а в том, что каждый факт нужно анализировать, подходить к нему осознанно. Каждый раз, когда ты отказываешься от чего-то или соглашаешься с чем-то, спрашивай себя: откуда у меня эта информация? Я доверяю этому источнику? Как я могу проверить это?

Именно такой подход и называется осознанным потреблением.

Например, твой любимый блогер советует пить именно эти желтенькие витамины весной, и ты думаешь: “Хм, самое время укрепить иммунитет!” – и несешься в аптеку за теми самыми витаминами. Но не лучше ли для начала прочесть пару статей и сходить на консультацию к врачу, чтобы понять, какие добавки нужны именно тебе?

Что бы тебе не предлагали – всегда осознавай, что ты выбираешь. И всегда думай не только о последствиях, но и о причинах своих поступков и выбора.

Как это связано

Что нам дает осознанное потребление информации? Объективность. Именно так мы учимся анализировать свое мнение или навязанные мысли. И если практиковать такой подход, то ты станешь не только более уверенным в своей позиции, но и терпимее ко мнению окружающих.

Проведи такой эксперимент.

Выбери тему, в которой ты придерживаешься какого-то однозначного мнения. Это может быть политика, религия, экология или воспитание детей – любой важный для тебя вопрос. И вспомни, кто из твоих друзей смотрит на этот вопрос по-другому. Рассмотри его точку зрения как можно детальнее: обсуди с ним этот вопрос или почитай статьи по теме. Составь список аргументов с обеих сторон и постарайся оценить их трезво. Можем поспорить, что хотя бы парочка из них заставит тебя задуматься.

Будь с собой. Слушай себя и свое тело, учись проверять и анализировать. Учись быть осознанным. Находи свою правду.

[]
1 Step 1
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ UPGRADE

Ты будешь регулярно получать порцию вдохновения, мотивирующие статьи и интервью

Твое имя

Мы против спама и никогда не разгласим твои данные

Previous
Next