Креативный директор CBT Алексей Иванов о черном цвете и философии бизнеса

Сегодня в нашем блоге очень необычный гость. Человек, создающий идеи, которые восхищают и завораживают. Встречайте, креативный директор CBT и мой друг – Алексей Иванов.

Алексей не только очень добрый и хороший человек, он еще и настоящий мастер своего дела. А в нашей трехмесячной программе UPgrade он всегда рвет шаблоны участников в вопросе креативности, уникальности и эксклюзива.

Алексей, я ожидала, что вся команда будет в черном, но это почему-то не так. Я же не ошибаюсь, вы всегда одеваетесь одинаково?

Ошибаешься, но я все равно соглашусь, чтобы поддержать легенду. Мы действительно ходим на встречи с клиентами в черном, у нас есть такое правило. И хотя в офисе черный цвет носить необязательно, мы все-таки часто так одеваемся. Сейчас просто много новых людей. Но со временем каждый, кто носит яркую одежду, переодевается в черный. Территория затягивает.J

Это связано с какой-то философией?

Нет никакой философии и двойного дна. Просто мне нравится черно-белая гамма, кроме того, на черном фоне ярко смотрятся остальные цвета. В соответствии с моим вкусом делался фирменный стиль CBT: черно-белый, минималистичный. Следующим был сделан офис в таком же стиле, а потом появился и цвет одежды. Просто однажды произошло совпадение: мы пошли на встречу и, не сговариваясь, все оделись в черное. Клиент обратил на это наше внимание, так и прижилось. Нас это веселит, а значит у нас свой черный позитив.

Красивый у вас офис. Видно, что все сделано с душой.

У меня есть товарищ из крупного конкурирующего агентства, с которым мне нравится встречаться за завтраком, чтобы поговорить о бизнесе. Так вот, он как-то сказал, что я строю бизнес так, будто не деньги зарабатываю, а создаю себе комфортное рабочее место. Я вначале разозлился (смеется), а потом понял, что он прав. Так и есть. Мне хотелось заниматься дизайном – я занимался дизайном, захотел делать веб – занимался вебом, потом был пиар, а сейчас мне нравится создавать креативные продукты.

Кстати, Алла, помнишь видео в интернете про блох в банке? Помнишь, когда спустя три дня банку открыли, а блохи так и продолжали прыгать внутри? Так вот, у нас в компании анархия в пределах банки. То есть существуют некоторые рамки, за которые никто не выходит, а внутри этой банки все работают так, как хотят.

И мы всегда мечтали иметь огромный офис, в котором будет мало людей. Сейчас у нас офис размером в 250 метров и всего 10 сотрудников.

В одном из кабинетов на стене написано «Счастье», я знаю, что с этим связана очень интересная история. Расскажешь?

За 6 лет существования компании было много различных периодов. Меня шатало в разные стороны, я искал правильное направление и место, на что, к сожалению, потратил много чужих и своих денег. В один из таких этапов переоценки я попросил каждого написать на листах А4 обо всем, что их бесит: личное, рабочее – неважно. Анонимно. Запечатали в конверты, сложили в стеклянный аквариум и вот на этом балконе предали огню. После чего собрали золу и написали на стене слово СЧАСТЬЕ. Это история о том, что даже сажей можно нарисовать счастье.

Расскажи про свою команду.

У меня замечательная команда, в которой ни один из сотрудниковне мотивирован деньгами. В CBTлюди бывают двух типов: те, кто работает очень давно, и те, кто нет. Некоторые здесь работают с начала существования компании, а есть одна девочка, которая увольнялась 6 раз, но больше недели без нас не выдерживает. И все эти люди помнят, как часто менялся вектор: то мы зарабатываем деньги, то просто занимаемся любимым делом, то снова деньги, то опять творим.

Я находился в поиске, и оставаться на месте просто не мог: CBT– это агентство, которым я живу. Так продолжалось до тех пор, пока определенные бизнес-процессы не начали убивать драйв, убивать продукт.

Тогда я решил заниматься только тем, что у меня хорошо получается, и ничем другим. Научился отказывать, проектов при этом становилось больше, они были все лучше и лучше. И в один прекрасный момент я подумал: «Черт побери, за такие клёвые штуки нельзя брать так мало денег!». И наш продукт стал дороже стоить.

Я долго пытался выстроить свою философию, а она в том, что CBT– это не бизнес, это любимое дело. Вот на эту фразу у меня и ушли последние 6 лет.

И такой подход сильно отличается от работы других агентств. Я пришел в диджитал, когда он в Украине только-только случился, и видел, как приходило и уходило множество агентств: кто-то ссорился из-за больших денег, кто-то – из-за маленьких. Поэтому я думаю, что бизнесможно строить по трем типам: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф (смеется).

Бизнес по типу Ниф-Ниф – это бизнес соломенных домиков. Ты прибежал, отстроил быстро дом из соломы, зажил в нем и начал кричать, какой он классный. Быстро начал жить – быстро получаешь бенефиты. Но, к сожалению, простоишь до первого ветра…

Можно построить деревянный дом, как у Нуф-Нуфа, и это нечто среднее между двумя другими типами. То есть ты строишь что-то более-менее нормальное и даже можешь приютить Ниф-Нифа. Но это компромисс, временное убежище.

А вот строить как Наф-Наф – то, что мне нравится. Ты не спешишь закончить, а для начала заливаешь фундамент, строишь философию. Совсем не простой путь, и на первых порах он часто вообще не про деньги. Ты только вкладываешь-вкладываешь-вкладываешь… Камешек за камешком. И еще веселее, если у тебя нет стартового капитала. Зато в результате ты получаешь каменный дом, в котором тебе комфортно и ветер не страшен. Свой каменный домик я все еще строю…

Вчера мы, кстати, с одним клиентом подписали контракт на третий год подряд без тендера, а через три дня также в третий раз продлим сотрудничество с другим клиентом – и тоже без тендера.Наши клиенты с нами работают долго: мы дружим, я знаю, как зовут их детей, и для меня это больше человеческий фактор, чем просто бизнес-отношения. Но бывают такие клиенты и проекты, от которых мы сразу отказываемся, потому что нам не по пути. Когда, например, я прихожу на дебрифинг, смотрю на людей, которые нас собрали, и понимаю – не сработаемся. И не потому, что они плохие или хорошие, просто мы с ними разные.

Алексей, вот ты говоришь о том, как ты долго шел к своей философии. Прости, пожалуйста, а сколько тебе лет?

Мне 26.

То есть ты открыл агентство в 20? И до этого, насколько я знаю, у тебя уже был свой бизнес?

Да, я занимался грибами (смеется).

Так, расскажи теперь подробно.

Я начал работать в 17 лет как наемный сотрудник, был системным администратором по безопасности. Поскольку я вырос в семье силовика и в свои 17 был неплохим айтишником, то это выглядело логично. И продлилось полгода. А получал я 500 долларов, и это большая зарплата 9 лет назад.

Отлично представляю! Я получала 5 грн в час на первой работе!

Я тоже решил, что слишком много зарабатываю, уволился и принял решение больше никогда ни на кого не работать. Читал умные книги, которые меня вдохновляли – тогда, в 17 лет, я и решил, что покорю все вершины. И кстати, альпинизму лучше учиться на практике, а не по книжкам! Но об этом я узнал позже.

Мое решение на тот момент никто не поддержал, а родители, конечно же, говорили, чтобы я нашел себе нормальную работу и пошел учиться в институт. Я и пошел, и бросил…

Бросил институт иоткрыл свой бизнес-уголок – производство грибов: шампиньонов, вешеночек. Я арендовал 2 огромных цеха, выстроил все, что было нужно, быстренько выучил эту историю – насколько ее было возможно выучить. И одолжил под свой одностраничный бизнес-план 20000 долларов. При этом искренне верил, что смогу очень легко их отдать! Родители меня не то, что не одобрили – это было прям такое категоричное «нет». И, похоже, надо было их тогда послушать (смеется).

А почему именно грибы? В 17 лет-то!

Я сейчас начну рассказывать, и у тебя сложится впечатление, что мне 50. Хотя на самом деле все происходило очень быстро. Сельское хозяйство казалось серьезным бизнесом, сильно мне нравилось и было относительно понятным. А еще в то время рынок был очень маленький, а спрос на грибы большой, притом в Европе, но была проблема с транспортировкой – грибы, как бананы, сложно перевозить. И я подумал, что смогу ее решить и все это организовать. Не смог.

Уже через полгода в бизнесе выращивания грибов наступил переломный момент: нужно было или закрываться, или вкладывать очень большие деньги… Я резко понял, что это не мое вообще. Вот видишь,домик у меня был, как у Ниф-Нифа, из соломы, и при первом порыве ветра его сдуло.

После этого я, как было модно, решил построить свою собственную социальную сеть. Собрал классную команду, снова нашел инвестора, который быстро согласился… Почему-то мне верят люди. Но вскоре у него начались проблемы, и финансирование прекратилось.

Забавно, что эту соцсеть я придумал 6 лет назад, а неделю назад, уже доработанную, продал нашему клиенту как маркетинговую активность.

Словом, после разговора с инвестором я пришел к своей команде и сказал, что финансирование окончено и проект закрывается. Тогда кто-то ушел, но с тем, кто остался, мы подумали и решили делать коммерческие сайты. Все. С этого все и началось.

Помню, мы тогда сняли офис в медпункте на Киевском судоремонтном заводе. Один кабинет нам стоил 1500 грн, все в нем пахло медикаментами. Мы там сидели и делали сайты.

Подожди, ты говорил, что не окончил институт. А где же ты учился?

Я учился в двух вузах и оба бросил. У мастера должен быть класс, у меня их 11. 🙂

А как появился дизайн?

Я вообще никогда не умел рисовать и не проявлял особых творческих и визуальных талантов. Но когда мы начали делать сайты, у меня был только программист и менеджер, а дизайнера не было. Денег на дизайнера не было. Что делать? Правильно, становиться дизайнером. И за полгода я начал кое-как рисовать.

В это очень сложно поверить! Ну как так? Представь, это как меня сейчас посадить рисовать сайт.

Ну ты бы села, у тебя сначала не получалось бы, три недели не получалось бы, месяц не получалось, два месяца не получалось, год не получалось, может и три года, а потом бы начало получаться…У меня сейчас иногда получается.Главное, уметь ждать, терпеть и идти к своей цели. Я хоть и вспыльчив, но терпелив.

А что тебя вдохновляет?

Люди. Люблю вдохновляться людьми. Например, у меня папки с проектами на компьютере подписаны не названиями брендов, а именами людей. Я работаю с людьми, не с брендами.

А еще я люблю слушать всякие SuccessStories. Приходишь, а там человек говорит, что, мол, все у меня было плохо, а потом я взял себя в руки и все наладилось. И ты сидишь и думаешь: «Вот бы в руки себя взять…»

(Смеется).

Люблю читать биографии. Я их всегда читаю, вдохновляюсь и бегу сразу же делать.

Как-то был у Андрея Клименко на семинаре и даже до конца не смог досидеть – побежал делать. Тогда он подал мне идею, над которой я работал всю ночь, а на утро получил ответ на вопрос, который искал год.

Алексей, какие планы на будущее?

Я в рекламе уже 6 лет. Логично, что у меня начала развиваться болезнь всех рекламщиков: хочется начать делать то, что можно потрогать руками. Что угодно. Почему рекламщики в последнее время часто делают кафе и рестораны? Потому что можно прийти туда, приложить рукук стене и сказать: «Вот это мое!» Потому что все, что я сейчас делаю, то, что мое– это нельзя потрогать. Будет можно. Так что ждите…

Так! И что это будет?

Что-нибудь новое и интересное. Может, сильно похожее на UpGrade!

?!

Шуточка! (Смеется).

[]
1 Step 1
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ UPGRADE

Ты будешь регулярно получать порцию вдохновения, мотивирующие статьи и интервью

Твое имя

Мы против спама и никогда не разгласим твои данные

Previous
Next